Фильм "Menú degustació / Любовь по рецепту"

13 августа в российский прокат вышел новый каталонский фильм "Menú degustació" (Любовь по рецепту).

- Год назад Марк и Рэйчел забронировали столик в одном из лучших ресторанов Испании, расположенном на берегу Средиземного моря. Случилось так, что именно этот день станет последним днем работы ресторана, который закрывается... -

Нам предоставилась возможность поделиться с вами комментариями режиссера Руже Гуаля (Roger Gual).

" Совместный ужин всегда был особым ритуалом во многих культурах. Например, на Востоке прием пищи особенно тесно связан не только с физическим, но и с духовным насыщением. Это одно из немногих универсальных удовольствий, когда мы можем одновременно получать наслаждение с помощью пяти чувств: обоняния, осязания, вкуса, зрения и слуха.
Как сказал бразильский писатель Луис Фернандо Вериссимо: «Далеко не каждый день, вы можете наслаждаться сонатой Баха или любовью женщины, но удовольствие от еды можно испытывать ежедневно. Голод не даст вам позабыть о нем. Зрение можно потерять, слух тоже, сексуальные силы не беспредельны. Но до конца своих дней у вас будет желание поесть».

Ферран Адриа, которого часто называют «самым влиятельным шеф-поваром в мире», говорит в одной из своих книг: «Меню нашего ресторана — как кино с разными сценами». У нас есть возможность показать, как эти сцены собираются в один уникальный фильм, которым смогут любоваться зрители по всему миру.

Мастера кулинарии всегда стремились создавать что-то провокационное, удивительное, делающее людей более счастливыми, но главная их задача — создать блюдо, заставляющее потерять дар речи тех, кто его попробовал. И это потрясающий момент. Мы живем в удивительное время, когда кулинарные достижения могут оцениваться как внутри страны, так и в международном масштабе. Сейчас испанская кухня означает качество, инновации и творчество. Вот почему, когда я начал думать о создании фильма, действие которого происходит в лучшем ресторане мира, для меня было очевидно, что он должен получиться не таким как другие.

Идея заставить зрителей почувствовать будто они пробуют множество блюд из дегустационного меню, одновременно наблюдая историю о главных героях, которые по сценарию действительно пробуют изысканные блюда, была очень заманчивой. Каково им было? О чем они в этот момент думали? Что в них изменилось? Если я смогу передать эти чувства на экране, это будет как если бы сами зрители на одну ночь перенеслись в этот ресторан. И тогда чувства, которые возникнут при просмотре: сопереживания, дружбы, любви, останутся с ними навсегда. Это как сцена из мультфильма «Рататуй», когда еда вызывает у ресторанного критика «дежа вю», напоминает о детстве, когда в деревне мама готовила ему рататуй.

Вот почему одна из главных задач фильма — попытаться заставить зрителей почувствовать то, что они никогда не чувствовали раньше. Это как когда вы в первый раз в детстве пошли в парк аттракционов или прочитали хорошую книгу, в конце которой произошел какой-то удивительный поворот. Как и всякая изысканная кухня, этот фильм вовсе не стремится понравится всем. Самое важное в нем — вызвать у зрителей чувства. Это могут быть счастье, грусть или сочетание того и другого. Но финал непременно будет хорошим, заставит зрителей задуматься о самых важных вещах в жизни.

Также есть два важных момента — это субъективность и общность. Субъективность потому что, кто может утверждать, что это будет лучший ужин на свете? Если один человек в восторге от от одного и того же ужина, а другой вовсе нет, это первая точка противоречия. Точно как в мире искусства. Когда для одного что-то кажется совершенным, для другого это вовсе не так. Этот важный момент я хочу исследовать в фильме: кулинария как и искусство, может восприниматься субъективно. Также как и любовь: вы можете делать что-то, что вы считаете превосходным для вашего любимого, но потом обнаруживаете, что он может воспринять это совершенно иначе. И на это действительно интересно посмотреть через трагикомедию, потому что в ней создаются одни и те же ситуации, которые разными людьми воспринимаются по-разному. Это и есть искусство, а любовь — это одна из форм искусства. Как два элемента не могут объединиться, но должны быть вместе.

С другой стороны, восприятие каждого уникально. Мы же хотим изучить возможность создания общности. Еда может быть только одной из составляющих. Например одной из проблем в ресторане является то, что вы не можете обратится к другому столику, чтобы обсудить вкус блюда. Это то, над чем мы работали в фильме: создание единого сообщества, люди из разных частей света, должны найти то, чем они могут быть полезны друг другу. Таким образом наши персонажи будут вынуждены оставить в стороне свои проблемы и оказаться в ситуации, когда каждый важен и каждый может быть чем-то полезен для других.

Все персонажи собираются вместе в ресторане "Чакула" в последний день его работы. И они собираются в очень особенный момент для себя: во время их собственного личного кризиса. Все они приезжают по-одному, у всех у них какие-то жизненные сложности. Этот ужин должен все изменить. В самом конце вечера им придется научиться отдавать что-то другим, чтобы сделать людей вокруг счастливее. Это очень важный вопрос для нас. Потому что это много говорит о нашем обществе и о том, какие мы все разные. Мы это этого ничего не получаем, хотя могли бы.

Мы хотим подчеркнуть тот факт, что все персонажи одиноки в своей индивидуальности. У всех них свой собственный кризис и кажется, что они не в состоянии его решить. Каждый сосредоточен на собственных проблемах. Но как только ситуация меняется и события требуют, чтобы они стали единым целым, они превращаются в единый оркестр из сорока инструментов звучащих в унисон. Эта метафора хорошо олицетворяет то, что происходит сегодня в нашем обществе. Мы хотели показать некий луч надежды, некий путь, как можно сделать нашу жизнь лучше. Кухня, здесь выступает неким инструментом, вовлекающим участников ужина в общий процесс, магию, игру. События этого вечера чудесным образом сближают персонажей, заставляя их думать как единое целое. Звучать как оркестр. Оставить в стороне собственные страхи и проблемы и сделать шаг на встречу общему счастью, сделав этот ужин уникальным. Потому что все они свидетели последнего вечера лучшего ресторана на свете и другого такого уже не будет. Они должны взглянуть на него под одним и тем же углом, каждый добавив что-то от себя.

В наше время мы должны сосредоточиться на том, чтобы оставить в стороне разногласия. В фильме это преподносится с комедийной точки зрения, где всем персонажам очевидно, что сложно решить проблемы в одиночку, опираясь только на свое мнение. Наше общество нуждается в общем взгляде, где каждый может быть в чем-то полезен и каждому могут помочь. "